Все люди делятся на два типа. Одни, отправляясь в ближайший супермаркет, составляют подробный список покупок и строго ему следуют. Вторые идут в магазин за солью и возвращаются с двумя пакетами продуктов. Не имея плана, они отвлекаются на акции и скидки, тратят лишние деньги, выходят за рамки личного или семейного бюджета. Результат — пустой кошелек и гора ненужных товаров. То же самое происходит и в бизнесе. Не имея детально продуманной стратегии бренда, распыляя внимание на второстепенные проблемы и не видя четко сформулированных задач, невозможно эффективно работать и развиваться.
Что такое бренд-стратегия?
Стратегия бренда — это целостное и всеобъемлющее видение дальнейшего пути компании или продукта. Она включает в себя абсолютно все составляющие, так или иначе связанные с брендом. От философии и идеологической платформы до показателей, поддающихся математическому обсчету (емкость рынка, KPI, оценка достижений и пр.). Правильно разработанная стратегия бренда дает исчерпывающие ответы на следующие вопросы:
- Каким будет созданный или обновленный бренд?
- Для кого он разработан?
- Как повысить вовлеченность целевой аудитории?
- Каким бренд станет спустя месяц, полгода, год?
- Каковы главная и второстепенные цели?
- Какие действия необходимо совершить для достижения поставленных целей?
По сути, это «дорожная карта» по выводу бренда в лидеры отрасли. Или, если вернуться к аналогии, приведенной в первом абзаце статьи, тот самый «список покупок», который не дает отвлекаться, помогает сосредоточиться на важном, уберегает от необоснованных трат.
Цели и задачи бренд-стратегии
Задачи и цели стратегии бренда тесно связаны, поскольку без решения одних невозможно достичь вторых. Причем важно отметить, что для каждой цели формируется свой перечень задач. Среди наиболее распространенных:
Цели стратегии: | Задачи стратегии: |
1. Увеличение продаж. Добиться поставленной цели помогают различные инструменты. Это и работа с неохваченной ранее целевой аудиторией, и увеличение доли на рынке за счет привлечения потребителей, выбирающих товар или услугу конкурентов. | 1. Всеобъемлющее исследование. Рыночная ситуация, тренды, предложения конкурентов, предпочтения покупателей — значение имеют как перечисленные характеристики, так и десятки других критериев. Обладая этой информацией, можно составить не только актуальную карту рынка, но и прогноз на изменение ситуации. |
2. Популяризировать новый продукт или услугу. Для достижения этой цели разрабатывают стратегию продвижения бренда, которую можно считать составной частью общей бренд-стратегии. | 2. Разработка эффективных инструментов, решающих основные задачи. К числу последних можно отнести формирование положительного имиджа, повышение лояльности потребителей, создание запоминающегося образа, который увеличит узнаваемость бренда. |
3. Формирование собственной идентичности. Кто вы? Чем отличаетесь от конкурентов? Почему покупателю стоит выбрать именно вас? Это долгосрочная цель. Но в результате собственник получает бренд, который характеризуется высокой степенью отстройки от конкурирующих фирм. | 3. Создание инструментов. То есть средств, обеспечивающих уникальность продукта или компании, а также их дистанцирование от конкурентов. Сюда относятся такие задачи, как разработка визуальной стратегии бренда, в том числе айдентики, уникального торгового предложения, правильного позиционирования и т.д. |
Обратите внимание! Важно различать стратегию и тактику бренда. Если первая является долгосрочным планом, то вторая — краткосрочным. Тактика отвечает на вопрос о том, как заработать в текущий момент. Стратегия помогает создать такой бренд, который будет работать и приносить прибыль постоянно.